Профессиональная деформация руководителя сказывается на всех сферах его жизни. Я уже писала про профдеформацию. Но вот сейчас хочу поговорить о ней немного в другом аспекте.

Так сложилось исторически, что многие уверены: руководить – это просто. Если ты лучший специалист, ты как минимум будешь хорошим руководителем. Причем уверены в этом обе стороны: и тот, кто повышает, и вот этот самый специалист. Иногда специалисты сами решают, что уже достаточно выросли, и ищут управленческую работу.

И вот такого специалиста повысили. Он действительно лучший в своем деле, но как только он стал начальником, как только у него появилась власть, начинаются пляски с бубнами. Одно дело, когда ты знаешь, что и как делать, делаешь это и видишь результат. Другое дело – когда ты-то знаешь, но рук теперь не две, а десять. К рукам приделаны головы, которые, во-первых, тоже, возможно, что-то знают. Во-вторых, знают наверняка не так, как ты. И делать будут не так. А за результат отвечать тебе, но вот этот самый результат, который был такой известный и предсказуемый, теперь гарантировать почти невозможно.

Руководитель – это целая профессия с огромным количеством компетенций. Их нет даже у самого лучшего специалиста. И он скатится в пропасть, если не будет учиться.

Один из закоулков пропасти

Низкий уровень развития управленческих компетенций ведет к тому, что руководитель все делает сам, не умеет принимать решения, не умеет контролировать без перегиба палки, не умеет давать обратную связь и, соответственно, учить. Он ответственный, поэтому переживает за результат. Но поскольку ничего не умеет, мы часто видим такую картину: сотруднику даётся четкая инструкция, что, как и зачем делать. У него нет права принять ни малейшего решения самостоятельно. Шаг влево или вправо – и будет гнев начальника. Любая инициатива убивается на корню. На входе это были сотрудники с горящими глазами, генерирующие новые идеи, верящие в ценности компании. А поработают с таким руководителем – и у тех, кто не уволился, взгляд потух, они делают, что им скажут, не умеют отстоять свою точку зрения, не принимают решений, не берут на себя ответственность. Мало какой руководитель признается в том, что это результат его управления. Но на самом деле если люди безответственные – значит, руководитель все для этого сделал.

Из управленческих компетенций руководитель в совершенстве овладевает командным голосом разной громкости, умением запугать и надавить. Он умеет принимать решения, и все сам. И эти навыки становятся частью его личности. А личность эта живет не только на работе. И тут начинает страдать семья. И дети.

Авторитарный руководитель, умеющий раздавать приказы, но не справляющийся с управлением (а это модерирование ситуаций, развитие людей, поддержка инициативы, поощрение здорового риска) становится таким же авторитарным и дома. Если у второго взрослого в семье еще может оставаться право голоса, то у детей оно точно пропадает.

  • В какую секцию пойдет ребенок? – Это решит родитель-руководитель.
  • Какую профессию выбрать, какие экзамены сдавать? – родитель-руководитель лучше знает, что в этом мире востребовано. Поэтому решать будет тоже он.
  • Где провести лето: у бабушки, поехать в лагерь, остаться дома? – как решит начальник-родитель, так и будет.

И это только те ситуации, которые очевидно требуют принятия решений. На деле же еще хуже: у ребенка нет права решать, что и когда он будет есть, как он будет добираться до школы, что будет носить, с кем будет дружить. За него все решают родители.
Когда этим детям становится 20-30-40 лет, они по-прежнему шагу ступить не могут без одобрения родителей.

Маме или папе кажется, что ничего страшного, ведь с высоты их опыта видно, что в данной ситуации будет лучше и быстрее. Но это все приводит к страшным последствиям.

  • Вырастая, эти взрослые дети не умеют принимать решения. Они не могут взять на себя ответственность даже за собственную жизнь.
  • Вырастая, они, опьянев от самостоятельности, набирают кредитов, которые не в состоянии выплачивать.
  • Уходят в виртуальный мир – там ведь все просто, и последствий никаких.
  • Даже ожирение может быть связано именно с этим – всё тело ребёнка как бы говорит: «Мама, посмотри на меня, я есть!» А когда он становится взрослым, справиться с проблемой веса уже не так-то просто.

Это те самые люди, которые почему-то сидят на шее родителей до самой своей пенсии. Почему же они такие плохие и ленивые, а? Ведь родители учили их совсем не этому!
 
В психологии это все называется гиперопекой, результат которой – обученная беспомощность: ребенок вырастает, так и не научившись принимать решения. Так и не поняв, что он САМ что-то должен делать, чтобы прийти к тому, чего САМ хочет. Часто такие люди перестают даже хотеть, мечтать, и просто плывут по течению. 

Повзрослев, эти дети устраиваются на работу. Добиваются ли они успеха в жизни? Тут смотря что считать успехом. У них вполне может быть стабильная работа, где они 15-20 лет будут выполнять одно и то же за невысокую зарплату. И к переменам в жизни они будут способны, только если совсем прижмет. Ведь сами они поменять ничего не могут – они верят, что менять могут только сильные мира сего, все решено за них. А они лишь пешка в чужой игре.
Кстати, ведь эти люди потом придут ко всем нам на работу. И что с ними делать?
 
Каждый родитель видит своей целью воспитать сильную, волевую, самостоятельную личность в своем ребенке. Ведь задача каждой мамы, каждого папы, чтобы их дети были успешными без их участия. Но профессиональная деформация неграмотного управленца нередко приводит к совершенно противоположному.

Вывод из всего вышесказанного: развитие управленческих компетенций поможет не только в работе, но и в воспитании ваших детей. А если вы уже сейчас заметили в себе нотки авторитарного родителя, задумайтесь о последствиях и постарайтесь это изменить.

Записывайтесь на собеседование в «Школу руководителя».