На наш сайт можно попасть несколькими способами. И один из самых популярных – искать в интернете информацию про обучение начинающих руководителей и найти нас. И вот вчера кто-то зашел по поисковому запросу «я стесняюсь обучать своих сотрудников». В таком запросе сразу видно новичка в управлении: опытный руководитель давно перестал стесняться выполнять свою работу. Но как здорово, что такой важный вопрос задают, пытаются перешагнуть через себя, чтобы повысить результативность своей команды.

Обучение сотрудников – это одна из самых важных функций руководителя любого уровня. Не обучая, вы не можете требовать от сотрудников повышения эффективности их работы. А если будете вкладывать в программы обучения в вашем подразделении время и деньги, это многократно окупится.

Как ни странно, обучение – это один из наиболее производительных видов деятельности, которым занимаются менеджеры. Представьте на минуту, что вы читаете цикл из четырех часовых лекций сотрудникам своего отдела. Предположим что на подготовку к каждой лекции вы тратите три часа. На подготовку ко всему курсу уйдет 12 часов. В вашей группе десять студентов.

В следующем году им предстоит отработать на вашу компанию 20 тысяч часов. Если ваша программа обучения поможет им повысить эффективность своей деятельности хотя бы на 1%, компания получит эквивалент 200 часов труда в качестве отдачи на инвестированные 12 часов. Бен Хоровиц

С чего начать?

Лучше всего начать с той темы, которая особенно интересует ваших сотрудников. Какие навыки и знания им нужны для выполнения своей работы? Какой новый инструмент повысит КПД их деятельности? Это функциональное обучение, с помощью которого сотрудники смогут «прокачать» свои навыки или освоить новые.

Спросите ваших сотрудников, что поможет им работать лучше. Предложите темы, на которые вы можете провести обучение. Вы можете обозначить темы сами, а можете предложить сотрудникам на выбор – ведь так их мотивация в обучении будет чуточку выше.

Внешнее обучение или внутреннее?

Вы можете организовать обучение как внутри компании, так и за ее пределами: сторонние курсы, тренинги, учебные центры при вузах. И у каждого подхода есть свои плюсы.

Внешнее обучение:

  • Ваши сотрудники видят не только опыт своей компании, но и опыт соседей по рынку, опыт других участников обучения.
  • Есть возможность услышать мнение незаинтересованных людей и сторонних экспертов.
  • Не каждая компания отправит на внешнее обучение весь отдел. Как правило, туда идут 1-2 человека. Соответственно, они и получат новые знания, и не факт, что передадут их другим сотрудникам подразделения или компании. Но если вы выбираете внешнее обучение, все же лучше отправить туда двух человек – так больше шансов, что полученные ими знания станут достоянием компании.

Внутреннее обучение:

  • Во время обучения преследуются конкретные цели, решаются задачи именно вашей компании.
  • Опыт, знания, навыки самых ценных в компании сотрудников транслируются всему персоналу или подразделению.
  • Внутреннее обучение – это отличный инструмент построения корпоративной культуры, одна из ценностей которой – развитие.
  • Командная работа в обучении – это инструмент командообразования. Если еще и обучение будет построено вокруг общих целей – Считайте, вы убили двух зайцев.
  • Вы можете обучение сделать регулярным. Например, раз в месяц или раз в квартал проводить учебные сессии. Вы сможете всегда проводить обучение на актуальные темы и полностью контролировать содержание занятий.
  • В конце концов, внутреннее обучение – это значительная экономия ресурсов (и времени, и денег).

Еще один вариант – 20% внешнего обучения, 80% — внутреннего. Пожалуй, один из лучших вариантов.

Кто должен проводить обучение ваших сотрудников?

Начинающие руководители часто уверены, что они должны быть экспертами во всех вопросах работы отдела (читайте об этом Грабли начинающего руководителя №3). А значит, и обучать должны они сами и никто другой. Это не так. Или не совсем так. Конечно, руководитель должен активно участвовать в обучении, где будет транслировать ценности компании. На обучении руководитель может показать своим сотрудникам, чего он от них ждет на самом деле. Но научить всему у него просто не получится.

Посмотрите на своих сотрудников: наверняка каждый из них эксперт в своем вопросе. Например, для вашей компании становится актуальным работать с торговыми сетями. А у одного из менеджеров замечательный опыт в этом, к тому же сам он ведет несколько сетевых клиентов. Наверняка у него лучше получится обучить этому остальных, чем у вас. Когда ваши сотрудники сами становятся не просто учениками, но еще и преподавателями, у них повышается мотивация, растет их профессионализм.

Посмотрите на своих коллег в других отделах. Договоритесь с финансовым директором провести обучение по планированию, с производственником – обучение по продукту. Найдите в компании лучшего переговорщика и попросите провести тренинг по переговорам.

Как еще развивать сотрудников?

Корпоративная библиотека – это очень ценный ресурс. В ней книги могут быть и в печатном, и в электронном виде. Заведите себе традицию – покупать несколько лучших для вашей отрасли или ваших задач книг в месяц. И рассказывайте о них сотрудникам. Чтение одной и той же литературы поможет вашим людям говорить на одном языке, жить общими, важными для вашей компании ценностями.

В вашей компании есть корпоративная библиотека? Присылайте нам фотографии на адрес info@yanachalnik.ru, давайте покажем всем, как нужно заботиться о сотрудниках!

Самое главное

С удовольствием и желанием повышать свой профессионализм сотрудники будут в том случае, если это будет поощряться не только словом руководителя, но и примером. Если руководитель читает и рассказывает об этом, учится, посещает тренинги, внедряет новшества в работу – на такого начальника захотят равняться. Уже читали книгу Джеффри Дж. Фокса «Как стать первоклассным руководителем? Эти универсальные советы помогут в самом начале управленческого пути.


Недавно стали руководителем? Этот веб-тренинг специально для вас!