Вас повысили: что делать в первую очередь?

1. Проведите установочную сессию с вашим отделом. Это такая организационная встреча, где вы расставляете точки над Ё. Вы показываете, что ваша позиция изменилась.

  • попросите поддержки. Не стесняйтесь сказать, что вам трудно. Ведь руководитель для вас –новая профессия, и вам этому еще предстоит научиться. Поддержка команды в освоении новых навыков вам очень пригодится. Вы все заинтересованы в том, чтобы из вас вышел отличный начальник. Ведь к целям вам идти вместе.
  • расскажите, какие цели вам поставил ваш руководитель. К чему вы будете идти всем отделом?
  • расскажите, что изменится для вас и для команды. Например, если планируются какие-то структурные изменения, можно об этом сказать.
  • сформулируйте цель отдела на ближайший месяц — три месяца — полгода. Если они уже есть, посмотрите на них вместе. Примите их вместе. А может быть, они нуждаются в корректировке?
  • обозначьте ваши ожидания от команды. Чего вы от них ждете, особенно в этот период перемен? И спросите, чего ваши сотрудники ждут от вас как от руководителя.

2. Поговорите с каждым сотрудником лично. От вас теперь зависит их успех на работе, их развитие, их карьера. Спросите, чего они ждут от работы, чего ждут от вас. Какие у них карьерные планы? Куда бы они хотели развиваться? Какие трудности есть сейчас в работе? И как вы как руководитель можете помочь с этими трудностями справиться? Проведите свой первый разговор с каждым теперь уже не как с коллегой на равных, а как руководитель с сотрудником.

Что обязательно нужно делать

1. Мы уже говорили, что управление реализуется через контроль. Так вот не нужно этого избегать! Реализуйте эту управленческую функцию по критериям и в сроки, обозначенные с сотрудниками.

2. Регулярно давайте обратную связь. Как закрепляющую (позитивную), так и корректирующую. Это теперь ваша задача. Если вы не будете этого делать, у сотрудников не будет повода относиться к вам как к руководителю. Не оценивайте самих сотрудников, говорите о результатах работы.

3. Говорите сотрудникам «Спасибо» даже за ту работу, которую они априори должны делать по должностной инструкции. Когда вы говорите «спасибо», вы показываете, что замечаете, что каждый хорошо делает свою работу. А это важно, чтобы вас воспринимали как управленца.

Наталья, руководитель отдела логистики: «Если бы сейчас повторилась ситуация, я бы больше благодарила, старалась ооооочень хорошо относиться к сотрудникам, показывала бы, как я их ценю. Это повышает ценность человека в его же глазах. И потом отдел ради тебя на все готов. Похоже, благодарность – это панацея».

начинающий руководитель

Чего делать нельзя

  1. Нельзя показывать, что вам ооооочень тяжело, потому что вы же теперь руководитель. А это трудная работа, а не то, что все думают. Вы сами на нее согласились. Так что там, где хотите к себе сочувствия, прекратите себя жалеть. Да, бывает тяжело, но вы с этим справитесь, если захотите. Некоторые от того, что управленческая позиция очень слабая, стараются вызвать жалость к себе, чтобы можно было быстрее договориться с сотрудниками. Но если это и работает, то против вас. Никто не хочет, чтобы ими руководил жалкий человек.
  2. Нельзя «включать» руководителя, внезапно демонстрируя власть. Эдакие приступы начальника убивают авторитет, а не наращивают.
  3. Нельзя делать вид, что ничего не произошло, что для всех вас все останется неизменным. Произошло. Это понимаете и вы, и ваши бывшие коллеги. И теперь надо адаптироваться к новым обстоятельствам.
  4. Нельзя пытаться угодить всем. И этому сотруднику хорошо сделаю, чтобы он не был недовольным. И тому, чтобы ничего против меня не имел. Руководитель принимает решения, и они не всегда нравятся каждому. Думайте о деле, а не об отношениях.
  5. Нельзя резко все менять. Стали вы начальником, и все перекроите на свой лад. Ваша первая задача – не разрушить то, что работает. Если перед вами не стоит цели, связанной с кардинальными переменами, сначала адаптируйтесь в существующей системе, а затем начинайте перестраивать.
  6. Нельзя демонстрировать особое отношение к кому-либо из сотрудников. Иными словами, у вас не должно быть любимчиков или, наоборот, изгоев. Просто будьте объективными и справедливыми.

Закончу статью словами одного из руководителей, успешно прошедших через подобную ситуацию:

Еще вчера мы были на равных, а сегодня приходится руководить этими людьми и принимать решения. Сначала было тяжело, а потом «заматерел», провел границу и стал требовать, как и положено в нашей работе. Ничего страшного нет. Делайте так, как считаете нужным. Все люди, и должны понимать, что работа прежде всего, а дружба после или вне работы. На этом месте мог оказаться кто-то из них, и тогда им пришлось бы принимать решения в отношении остальных коллег.

Иван, руководитель группы разработчиков