начинающий руководительКогда начинающий руководитель получил повышение, он часто думает об отношениях:

  • что о нем подумают его сотрудники – бывшие коллеги?
  • Оправдает ли он надежды своего руководителя?
  • Как он выглядит в глазах коллег– более опытных руководителей?
  • Уважают ли его?
  • Считаются ли с его мнением?

Причем такие вопросы беспокоят и тех руководителей, которые перешли на более ответственную должность. Например, в подчинении был один сотрудник, а стало 5. Был маленький отдел – а теперь целое подразделение. Чем больше ответственности, тем сильнее эти переживания.

Таки мысли – показатель слабой управленческой позиции. Руководитель не уверен в себе. Чтобы стать немного увереннее, он пытается соответствовать своим представлениям. Это его и губит.

Став руководителем для бывших коллег, он продолжает делать вид, что ничего не произошло: мы все та же команда. Но ведь произошло! Когда меняется лидер, перестраивается вся команда. И хоть начальником стал хорошо известный коллега, ситуация поменялась: теперь он оценивает работу, он ставит задачи и определяет цели. А когда он пытается чему-то там соответствовать, сотрудники видят этот спектакль и перестают руководителю верить.

Чтобы соответствовать ожиданиям вышестоящего руководителя, новичок хватает на себя столько задач, сколько не в состоянии унести. Он боится разочаровать. Боится, что в нем увидят непрофессионала. Но со столькими задачами он справиться не может. И выглядит именно так, как очень боялся: непрофессионалом.

И изначально слабую управленческую позицию подрывают неминуемые неудачи. И вот наш руководитель, который, между прочим, заслуженно получил повышение, не справляется со своими управленческими обязанностями. Он задерживается на работе, старается угодить сотрудникам. Его болезненная рефлексия не дает ему спать по ночам. А через год его увольняют. Потому что не вывез. Не его. Он оказался прав во всем: разочаровал и тех, и этих.

Что делать?

  1. Договориться со своим руководителем о результатах работы, которых от него ждут. Не гадать, не предполагать, а знать, чего ожидает вышестоящий руководитель.
  2. Говорить «нет» тому, с чем справиться не в состоянии. Если начальник подкинул новую задачу, совершенно не обязательно хвататься за нее завтра. Если сказать «сделаю через неделю», никто не обидится. И через неделю задача действительно будет сделана, потому что на нее будут время и силы.
  3. Понять, что для сотрудников ситуация поменялась. Ну и что, что вы тот же. Работа ведь у вас теперь другая. И отношения будут другими. И с сотрудниками сразу проговорить: «Я теперь руководитель. Мне будет трудно, всем нам будет трудно. И мне нужна ваша поддержка. Я сделаю все, что от меня зависит, чтобы наша совместная работа была эффективной. И буду рад вашей обратней связи». Сотрудникам нужен конструктивный диалог, а не спектакль, который устраивает из новый руководитель ради того, чтобы выглядеть, словно ничего не случилось.
  4. Ориентироваться не на отношения, не на производимое впечатление, а на дела. Это самое главное! Главная задача руководителя – достигать результата. Вот о нем и надо думать. А если результат будет отличный, то и отношение будет соответствующее.