МЕНТОРСТВО

Вопрос менторства с одной стороны – вопрос бизнеса. С другой – далеко выходящий за его пределы, потому, что «цепляет» сразу целый ряд намного более глубоких тем, чем просто достижение высоких результатов, развитие потенциала компании, уровень компетенций и рентабельность кадрового ресурса.

И интерес к нему никогда не ограничивается какой-то узкой конкретной ситуацией, но всегда шире. Он актуален и тогда, когда речь идет о небольшой компании, в которой роль руководителя всегда отчасти совмещена с ролью специалиста. Причем именно такого – «самого лучшего специалиста», который имея этот «лучший» опыт будет намного больше учить, то есть выступать в качестве ментора, чем управлять коллегами.

Вопрос этот актуален и для так модных сейчас «бирюзовых» организаций, где принятие решений сосредоточено в коллегиальном процессе, но вот роль ментора никак размыть на коллектив не удается и она остается у руководителя почти что главным инструментом управления.

Актуален он и для больших компаний, когда менторство выступает хорошим «противовесом» бюрократизации и формализации, «оживляя» корпорацию, придавая ей «человеческое лицо» намного лучше, чем все лозунги корпоративной культуры, развешенные по стенам дорогого офиса в Центре.

И невероятно актуален для тех компаний, чьим преимуществом является интеллектуальный и творческий потенциал людей, не поддающейся окончательной формализации в системе грейдов, компетенций, оценочных процедур и формализованном корпоративном обучении.

Много консультировала по этим вопросам последнее время представителей самых разных бизнесов и у меня сложился пул вопросов и некоторых ответов, которые вокруг этого возникают.

ЧТО ЭТО?

Менторство – это передача знаний, умений и навыков (думаю, что много еще чего мало формализуемого) от ментора – к ученику, менти. Это не коучинг. В коучинге знания, умения и навыка коуча никому не передаются, напротив, коуч старается не вмешивать свой жизненный опыт в пространство работы. Его умения и сводятся к умению коучинг вести, помогая человеку раскрывать свой потенциал и самому находить ответы на свои вопросы. В менторстве личность учителя и его опыт крайне важен. Хотя это не значит, что коучинговые методы в менторстве недопустимы. Я думаю, что лучше всего работает пример. У любого человека были менторы. Это был его родители.

КОМПЕТЕНЦИИ МЕНТОРА

Вопрос о том, какими компетенциями долен обладать ментор я очень люблю в тренинге оставлять группе.  И списки получаются очень интересными. Мне важнее здесь не столько компетенции, а шире: что лежит в основе менторства. Что составляет ядро этого феномена? Вот почему. Если менторство – это опыт плюс компетенции, то тогда закономерно возникает целый ряд вопросов, не имеющих к менторству никакого отношения, и которые НЕ возникают, когда явление менторства понято полностью. Вопросы такие:

  • что делать, если ментор «выгорел»?
  • что делать, если результаты менторства не такие, как ожидал ментор или ученик?
  • надо ли ментору платить прибавку к зарплате?

Вот пока такие вопросы возникают, то значит менторство пока понято именно как модель компетенций плюс опыт. А мне кажется, все же это явление. И, как любое явление скорее описывается чем-то лежащим в основе, а не тем, к чему это сводится. И в этой основе точно есть:

  • определенная СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ и система мотивов;
  • определенные РОЛЕВЫЕ МОДЕЛИ; отсутствие которых с менторством несовместимо;
  • знание психологии обучения и владение технологией обучения на его основе.

Подробнее об этом.

ОСНОВЫ МЕНТОРСТВА: ЦЕННОСТИ и МОТИВЫ

Человек может быть прекрасным экспертом. Но совершенно не годиться в менторы. И вот почему. Его система ценностей (и мотивов, как их производных) заточена на извлечение своей выгоды из мира. Ничего ужасного. Напротив – совершенно типичная и распространенная картинка. Хочу заработать, получить, влиять. Хорошо одеваться, обеспеченную старость. Красивые вещи и качественную машину сюда же. Гарантий. И светлого будущего СВОИМ детям. Если для этого кого-то надо учить – пожалуйста, пусть приходят.

Пока система ценностей человека хотя бы на йоту не сдвинется с этой точки в сторону того, что ценностью является отдавание. Что единственной ценностью, смыслом в конце концов является не что-то взять от мира, а что-то оставить в нем после себя, к простому, казалось бы вопросу менторства мы не подойдем. Сначала это. Это – основа.

Помочь человеку пережить эту радость – радость делиться, отдавать, помогать и делать так, чтобы другой смог так же хорошо, как и он, или даже лучше – да. Это можно. Потому, что пережив это, человек не забудет. Такое не забывается. И вместо классических трех этапов, связанных со счастьем отдавания добавится четвертый. По силе чувств превосходящий первые три. Первый – это возраст пяти-шести лет. Он связан с тем, что ребёнок впервые переживает чувство дружбы. И вот он готов чужому мальчику или девочке отдать просто так любимую игрушку. И рад, если тот подарок примет.

Второй этап – это уже 16-17 лет. Это первая сильная влюбленность. Когда для другого – Луну с неба! И счастье, огромное счастье – просто сделать счастливым другого.

Третий этап – рождение собственных детей. Когда вот этому маленькому (а потом уже и большому) существу хочется отдать просто все, все что есть и чего нет, даже свою жизнь.

И если мы на этом закончили (а большинство заканчивает именно здесь), то для наставника дорога идет дальше. Вот он. Другой человек. Не очень умен. И даже – не особо мотивирован. И он, скорее всего, не станет в нашей жизни ни другом, ни близким человеком. Мы научим его всему, что умеем. И он пойдет дальше. Пойдет своим путем. Начинай! И только тогда, когда то, что совершенно чужой, посторонний, зачастую не выбранный Вами, а доставшийся «случайно» человек становится тем, кому Вы отдаете свой опыт. Свое внимание. И свою мотивацию. И силы и энергию. Вот тогда все, все что было пережито Вами в пять и в 17 и позже, когда родился первенец встает перед Вами с новой немыслимой силой. Просто потому, что получилось – у него! И когда это становится личной ценностью  тогда рождается МЕНТОР.

ОСНОВЫ МЕНТОРСТВА: РОЛЕВЫЕ МОДЕЛИ

Волшебники бывают разными. Например, был Гендальф. Или Дамблдор. А был Гудвин Великий-и-Ужасный. И его все боялись. А потом выяснили, что он сам был маленький и беспомощный. Когда я говорю о менторстве, то всегда разбираю ролевые модели ментора. Насколько в нем жив его внутренний ребенок? Это важно, потому, что менторство – это процесс, интересный захватывающий процесс. С правилами и сюжетом. С возможностью играть и творить. Быть открытым новому и радоваться тому, что есть сейчас. И у ментора должен быть такой потенциал. Эти он отличается от «школьной училки».

Ментор должен смотреть на своих учеников с заботой и ответственностью.  Помогать и воспитывать. Быть «строгим, но справедливым». Помогать другим рядом с ним взрослеть. В профессиональном плане. В личностном плане. То есть у ментора должна быть достаточно сильная роль его внутреннего родителя. Не того, что лучших в объятиях и делает беспомощными или того, что постоянно что-то требует и воспринимает другого как маленького. А такого – хорошего, теплого, требовательного, мудрого родителя. Способного опекать и показывать пример, контролировать и вселять надежду.

И ментор должен уметь объективно воспринимать все происходящее. Принимать других в их особенностями, сильными сторонами и недостатками. И действовать адекватно – ситуации и другому человеку. И сам обладать высокой рефлексией и осознанностью. И помочь другому видеть мир непредвзято и проницательно. Это роль взрослого, мудрого человека. И она тое должна быть у хорошего ментора на высоте.

Почти всегда я включаю и в тренинг по менторству и в коучинг построение эго-граммы. Это очень помогает верно расставить себе цели по развитию тех ролей, без которых ментора не бывает.

ОСНОВЫ МЕНТОРСТВА: ПОНИМАНИЕ ПСИХОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Когда я училась на психологическом факультете МГУ, то у меня достаточно быстро сложилось впечатление, что единственной в самом деле «научной» частью психологии является психология обучения. Почти уверена, что не сильно тогда ошибалась. Обучение обеспечивало развитие, преемственность, передачу информации следующему поколению и, возможно, было самым первым и самым главным умением, которым люди старались овладеть вообще.  Превратить этот эмпирический опыт в науку было намного проще, чем утилизировать достаточно свежие открытия, связанные с наличием бессознательного, архетипов или лингвистических паттернов сознания.

И такая наука есть. И в ней совершенно четко прописаны этапы, по которым следует эффективное обучение. И его механизмы. И если уж мы взялись учить взрослого человека, то психологию обучения мы должны знать. Можно, конечно, наделать своих ошибок и все прийти к тому, к чему приходили в тоге все великие учителя до нас. Ну раз уже этот опыт есть, то было бы неплохо им овладеть и пользоваться качественно. Потому, что просто правильных ролей и ценностей может оказаться недостаточно.

И если есть все это, то вопросы смысла и мотивации, понимания ценности сделанного и радости, ясное ежедневное понимание, что твоя жизнь имеет смысл – это главная награда и главное счастье, доступное тем, кто выбрал для себя этот путь.

Мария Колосова, бизнес-тренер, бизнесмен, триатлет, писатель


Системный курс развития управленческих компетенций. Результат гарантируем!