Мария Колосова

  • бизнес-тренер, известная как «королева мотивации»
  • триатлет, 30 (!!!) раз финишировала под брендом Ironman
  • автор книг «Ненастоящая спортсменка», «Транзитная зона», «Ты можешь больше: практическое руководство по управлению изменениями в своей жизни»

 

Бизнес тренинги, вебинары, онлайн курсы – ими сейчас пестрит всё вокруг. И количество человекочасов, умноженные на стоимость бизнес обучения, составляют огромную цифру. Но по-прежнему остаётся открытым ключевой вопрос: как то, что получено в бизнес-обучении, сделать реальностью жизни обученных? Как сделать так, чтобы знания применялись?

Механизмы перевода знаний, полученных на тренингах, в практику сложны. Я не буду их описывать. Остановлюсь на вопросе, от которого успех обучения зависит максимально: какая ответственность лежит на каждой из заинтересованных в обучении сторон? Если эта ответственность поделена верно, то прочие вопросы – обучаемости, методики, возможностей, талантов, в конце концов становятся вторичными.

Вопрос результата обучения руководителей волнуют три стороны:

  • заказчика – чаще всего в лице HR-специалиста, который музыку заказывает и, по-хорошему, за потраченные средства должен отчитываться.
  • того, кто учится, ведь потрачено время. Часто – потрачены собственные деньги.
  • тренера, проводящего обучение. Всё же не гастроли: отыграл, гонорар получил и дело с концом. Хорошему тренеру важен результат.

Вопрос участия hr-специалиста достоин отдельной статьи. Поэтому сосредоточимся на паре Учитель – Ученик.

За что отвечает обучающий/тренер

  • он должен уметь сформулировать цель/ожидаемый результат обучения. Как этот результат видит он сам. Как это видит обучающийся. Каким должен быть результат для И уметь в итоговой цели совместить видение всех сторон. Этот процесс должен приводить к заранее спланированному результату, с которым согласны все заинтересованные стороны.
  • он должен знать то, чему он учит. И это не одна прочитанная книга. Это его точка зрения на предмет, которая может быть основана на большом количестве разной информации, разных точек зрения. Желательно – на большом количестве примеров, которые он наблюдал, осмыслил и может привести. И очень желательно – на личном опыте применения знаний.
  • он должен владеть методикой преподавания. Описывать не буду. Она есть, в ней 6 ступеней от мотивации до способности обучаемого совершить законченное практическое действие. Он должен уметь проводить ученика от первой ступени – формирование мотивации – до последней – итогового контроля совершённого действия.
  • он должен владеть процессом обучения. Не содержание (это первый пункт), не методической организацией (это второй). Он должен уметь этим процессом управлять. Знать, что происходит на каждом этапе с учениками, группой, конкретным человеком в каждой точке обучения. Сопротивление. Страх. Неуверенность. Сомнения. Разочарование. Это нормальные и закономерные явления, образующие динамическую ткань учебного процесса. И ими можно и нужно управлять. И это ответственность учителя. То есть тот, кто учит, отвечает не только за передачу знаний. Он отвечает за то, что сам процесс обучения пройдет через все стадии. И научит – что делать с ошибкой, с неуверенностью, со страхами.
  • он должен сам обладать рядом личностных особенностей, делающих его не только методистом, теоретиком и управляющим динамикой. Он должен развивать в себе качестве и умения, делающие его Учителем. Хорошим эффективным Учителем. Здесь может быть много разных моментов хотя бы потому, что формулы Гениального Учителя нет. Каждый обладает своим неповторимым стилем. Когда такой стиль найден, выработан, тогда и возникает Личность Учителя.

Из универсальных навыков я бы назвала владение техниками влияния, убеждения и аргументации – их больше ста. Надо уметь доносить информацию до любого человека так, чтобы она именно ему запомнилась, была верно понята и побуждала к действию.

Среди личностных качеств я бы выделила любовь к своей работе и тем, кого учишь. И желание и способность развиваться и учиться самому. Про первое – да, такая работа – учить других. И эффективен в ней только тот, для кого эта работа – смыслообразующая, для кого научить другого – счастье. Такая профессия. Учиться новому в своей области, учиться новому в методике преподавания, учиться новому в технологии управления процессом. Учиться – просто как ценность. Как желание что-то изменять в своей жизни, применять в ней то, чего не применялось ещё вчера. Если такого качества, такой ценности у учителя нет, то нет и самого Учителя.

За что отвечает обучающийся

(взрослый человек, который в отличие от ребёнка способен сам организовывать и регулировать себя в целом ряде аспектов):

  • Наличие вопроса. Если обучающийся это обучение выбрал, значит у него есть осознанный ответ на вопрос: «Зачем мне это надо?» Всякие: «я тут посижу, посмотрю и потом решу…» я пресекаю на тренингах сразу: это не цирк, не шоу, на тренингах нужно работать, а не смотреть. У того, кто пришёл на обучение, должен появиться практический результат, а не только пережитые эмоции. Если вопрос есть, но сформулировать его сложно – учитель/тренер поможет. Но запрос на обучении точно должен быть. Это как приходить к врачу и на вопрос: «Что болит?» иметь один ответ: «Я совершенно здоров и чувствую себя прекрасно! Но если вы хороший врач, может, мы все же что-то полечим? Вам слово!» Врач такого пациента из кабинеты выставит. Но тренеры почему-то продолжают в этой ситуации делать попытки чему-то научить.
  • Понимание смысла обучения. Ученик должен понимать, что процесс обучения новому меняет старое. Иногда – сменяет или даже разрушает его и в жизни снаружи, и во внутренней жизни. Придётся меняться. А значит – рисковать, делать что-то непривычное, ошибаться, получать «двойки». А в результате всей этой работы становиться сильнее, становиться качественно другим. Процесс обучения – это не таблетка. Здесь аналогия с врачами не уместна. Никто тебе имплант не вживит, свои мозги на чужое место не поставит. Таблетку не выпишет. Ответственность ученика – иметь готовность к изменениям.
  • Выполнять «домашнее задание». То есть целый ряд действий по применению и отработке делать самому. На уроке – разбор и применение на нескольких примерах. В жизни, за границами урока – прорешиваем много разных задач. В том числе задачи со звездочкой. И не потому, что маму вызовут в школу или оставят на второй год. Потому, что решение учиться мы приняли сами. Конечно, всегда всё можно оставить по-прежнему, научить насильно нельзя. Научиться – это ответственность ученика.

Например, я училась в университете. И есть у меня однокурсники, которые полученные там блестящие знания применяют. А есть те, кто пошел совсем в другую профессиональную область или не работает вовсе. Это же не вопрос к профессорам – почему я не применяю то, чему меня учили? Это личный выбор каждого. Но хороший учитель знает, как сделать так, чтобы силы и время не пропали впустую. Он всегда поможет пройти через сложности овладения профессией.

  • Доверять учителю. Доверять как человеку, как эксперту, а лучше – как и тому, и другому. Если не доверяете – перестаньте у него учиться и найдите того, кому доверяете. Как только возникли сомнения, проясняйте и принимайте решение. Нельзя относиться к тому, кто тебя в данный момент учит, с сомнениями. Если сомневаешься в педагоге, ты вряд ли получишь тот результат, который тебе нужен. Доверие можно выбрать. Это не внутренне чувство, хотя его доля тут есть. В том случае, когда речь идет о взрослом человеке и его обучении, доверять или нет – это решение. И если вы сознательно выбрали учителя, выбирайте – доверять ему. Без доверия результат не возможен. Доверие к учителю – это выбор ученика, поэтому и ответственность – ученика.