Возьмём за данность: если сотрудника можно ЗАмотивировать, то можно и наоборот — так сказать, РАЗмотивировать. Об этом и поговорим.

Истории из жизни

История 1

Жила-была семья. Хорошая такая семья, счастливы были. Жена устроилась на новую работу в мужской коллектив, и муж стал ревновать. Сначала по чуть-чуть, а потом каждый день: «Смотри, любовника не заведи», «Ну скажи, кто из них твой любовник?» Жена сначала обижалась на недоверие, потом устала обижаться и решила игнорировать. А через какое-то время действительно завела любовника на работе, собрала вещи и ушла от мужа.

История 2
Мама с папой очень переживали, что их сын, став немного старше, свяжется с плохой компанией, будет пить, курить и материться. Не дожидаясь плохих весточек, мама с папой всегда встречали мальчика с прогулок тщательным обнюхиванием и расспросами: где был, что делал, не ругался ли. Мальчик настолько привык к мысли, что он в принципе может курить и материться (и ему за это, кстати, даже влетало заранее), что просто не смог удержаться от пагубного влияния разных нехороших компаний. Мама с папой не зря переживали.

Что все это значит

Между первой и второй историями много общего. И в первом, и во втором случае на других людей возлагались определенные надежды. Муж надеялся (а ведь подозрение — это надежда, только со знаком минус), что у жены есть любовник. Родители — что сын станет «плохим мальчиком». Жена и сын просто оправдали надежды, и всё.

Люди ведут себя так, как вы о них думаете. Они делают то, чего вы от них ждёте. Если вы ждёте от них хорошего — они будут с вами хорошими. Ждёте плохого — да будет так. Люди всегда, за редким исключением, бессознательно стремятся оправдать ваши надежды.

Как это работает на работе

За последнюю неделю я несколько раз столкнулась с одним и тем же явлением: руководитель уверен, что его сотрудников мотивируют только деньги, а денег больше нет. Чем мотивировать?

История 1. Точная цитата:
Думаю многие в регионах сталкивались с ситуацией, когда деньги не мотивируют сотрудников работать — человек достигает уровня, который его устраивает, и дальше напрягаться не желает. Интересен опыт или идеи, как действовать в подобном случае, как расшевелить народ.

История 2. Тоже цитата:
Посоветуйте, какую лучше установить программу, чтобы она делала регулярные скрины с мониторов сотрудников. Я точно смогу повысить эффективность их работы, если буду следить, чем они занимаются в каждую конкретную минуту.

История 3. С обучения.
Руководители, работающие в офисе, уверены, что сотрудников, которые работают на производстве, мотивируют только деньги, а другого им ничего не надо. Все другие инструменты мотивации не работают.

Людей мотивируют только деньги в одном-единственном случае: когда руководитель использует только инструменты материальной мотивации.

  • Знаете ли вы людей, которые получают очень маленькую зарплату и не увольняются?
  • Встречали ли вы тех, кто работает, несмотря на то, что зарплату не видели уже пару месяцев?

Как думаете, эти люди точно работают только за деньги, или стоит копнуть глубже?

Как РАЗмотивировать сотрудника

Для этого много не нужно.

Во-первых, игнорируйте его потребности как человека. И вы, и сотрудник на работе ради единственной цели: зарабатывать деньги для компании, достигать поставленных целей. Всё остальное от лукавого.

Во-вторых, будьте настоящим начальником, а люди, находящиеся ниже по служебной лестнице, пусть знают своё место. Решение должны принимать только вы. А сотрудники — исполнять.

Ну и самое главное, в-третьих, управляйте только деньгами и материальными плюшками. Настройте систему премий (лучше — давайте её только тем, кто, по вашему мнению, её заслужил). Обязательно настройте систему штрафов и беспощадно штрафуйте за каждую ошибку. Ведь если человек не лишится денег, он не почувствует свою ответственность, так?

И готово: у вас есть абсолютно не замотивированные на результативную работу сотрудники.

А если серьёзно

Управление мотивацией сотрудников — это очень хороший маркер компетентности руководителя. По тому, какие методы мотивации использует начальник, можно сразу сказать, способен ли он в принципе результативно занимать эту должность.

Чтобы управлять мотивацией — а это значит понимать, что нужно твоим людям, и давать им это — нужно много и долго учиться на собственных ошибках, на чужих примерах, на собственных успехах. Учиться в Школе руководителя.

Если вы хотите, чтобы ваших сотрудников, кем бы они ни работали, мотивировали не только деньги, начните использовать другие факторы мотивации. Посмотрите на них как на людей, человеков, как на личности. И ведите себя так, чтобы вам было радостно от того, что они оправдали ваши ожидания.

Мария Цуркан