Однажды я оказалась в интересной командировке: партнеры пригласили всех своих рекламодателей отдохнуть пару дней в Турции на берегу моря. Рекламодатели – руководители отделов маркетинга, СЕО крупных компаний, лидеров рынка детских товаров. Все эти руководители могут гордиться компаниями, в которых они работают. Такая командировка очень полезна: партнеры, конкуренты – все в одном месте, это отличный повод для нетворкинга, для новых договоренностей, начала интересных проектов.
Море, солнце, по пляжу ходят официанты и приносят все, что захочешь. В такие моменты я особенно люблю свою работу. Так вот, я наслаждаюсь солнцем, а на соседних шезлонгах руководители отделов маркетинга крупных компаний сидят с ноутбуками, телефонами, раздают указания, проводят переговоры. Я устанавливаю контакты – а они не могут оторваться от задач, оставленных в России. Я поинтересовалась, сколько человек работает в и отделах. В среднем – 3-5 человек в подчинении каждого руководителя.
— Почему же вы за компьютером, а не используете предоставленные тут возможности?
— А как они там без меня? На мне там все завязано.
Это типичная ошибка как начинающего, так и опытного руководителя – замыкать все задачи на себе, чтобы твоя команда и шагу не могла ступить без твоего распоряжения. Таких руководителей я называю героями: подумайте сами, они не могут оставить свою работу даже в отпуске, их голова все время занята делом, они 100% своих ресурсов посвящают тому, за что получают зарплату, они жертвуют семьей ради того, чтобы их компании добились успеха. Вот только нужны ли эти жертвы? От такого руководства, к сожалению, вреда больше, чем пользы.
Сотрудники не развиваются
С одной стороны, руководитель, который все время дергает за ниточки, полностью контролирует процесс и может быть уверен в результате. С другой стороны, задача каждого руководителя – профессионально развивать своих сотрудников. А развитие – это в том числе ответственность, которую специалист на себя принимает. С руководителем-«героем» сотрудники получают указания, а не ответственность. Они заинтересованы в том, чтобы руководителю понравился результат, а не в том, чтобы действия были эффективными. В итоге сотрудник обязательно упрется в «потолок» — своего руководителя. И единственным для него способом развиваться будет смена работы.
Одна голова – хорошо?..
При таком способе управления инициатива сотрудников чаще всего сводится на нет. А зачем она нужна, если в конце концов будет так, как сказал руководитель? В итоге все новые идеи начинают поступать только от руководителя, сотрудники – лишь исполнители. Руководитель-«герой» сам лишает себя новых мыслей, лишает себя возможности находить новые пути решения задач. 3-5 человек работают руками, а не головой, исполняя поручения. А ведь вряд ли зарплату им платят именно за это.
Руководителя не повысят
Каждый руководитель знает: чтобы продвинуться по карьерной лестнице, нужно вырастить себе замену. Грош цена тому начальнику, с уходом которого рушится работа отдела. Руководителю-«герою» обычно трудно вырастить себе замену. И как раз с его отсутствием или уходом работа встает. А значит, его шансы на повышение низкие, ему трудно уйти в отпуск дольше, чем на неделю. И ему почти невозможно выпустить из-под своего крыла достойных руководителей. Такой руководитель будет «сидеть» на своем месте, пока его не заменят на более эффективного: такого, который и результата добивается, и людей развивает.
Кто-нибудь подсидит
Часто руководители думают, что если они научат всему своих сотрудников, то их начальники сочтут, что руководитель больше не нужен: а зачем платить ему лишние деньги, когда всю работу делают другие люди. Да, страх быть ненужным часто сопровождает как опытных руководителей, так и новичков. Но ведь задача руководителя в том и состоит – научить других, а самому управлять процессами, решать стратегические задачи, принимать решения, а не делать работу самому. Получается, руководитель-«герой», который все делает сам, просто не справляется со своими задачами. И действительно, риск, что такого руководителя подсидят, очень высок.
Как ставить задачи? Как доверять сотрудникам? Как научиться делегировать? Как контролировать выполнение задач так, чтобы и работа делалась, и чтобы палку не перегнуть?
Об этом и многом другом мы расскажем на веб-тренингах онлайн школы руководителей «Я начальник». Совсем скоро!
Мария Цуркан, тренер руководителей
Оставить комментарий