ГРАБЛИ №11: на то он и руководитель, чтобы принимать ВСЕ решения в своём подразделении. Сотрудники приходят с вопросом «что делать», а уходят с ответом. в этом и есть работа руководителя.
РЕАЛЬНОСТЬ: руководитель действительно несёт ответственность за все решения, которые принимает сам и которые принимают его сотрудники. Вот только если функция принятия любых решений будет замыкаться только на руководителе, сотрудники «сядут на шею и ножки свесят». Стива Джобса помните? «Нет смысла нанимать лучших людей, а затем указывать им, что делать».
А что, если всё-таки руководитель решает всё…
Сотрудники будут приходить с вопросом, уходить с ответом, но в итоге вам не за что будет даже уволить сотрудника, если это вдруг понадобится: вы же сами приняли решения, которые привели к результатам. Если сотрудник приходит с проблемой, а уходит с вашим решением, он разучится думать головой. И либо превратится в плохого сотрудника, либо уйдёт от вас.
Там, где все решения принимает руководитель, где руководитель сам «разруливает» трудные, закрученные ситуации, где сложные проекты руками делает сотрудник, а головой — руководитель, — в таких компаниях люди не развиваются. Им прививается так называемая обученная беспомощность — нарушение мотивации, в результате чего сотрудник почти не способен на самостоятельность. И люди, которые быстро соображают, сбегают от такого руководителя. Как правило, это самые нужные бизнесу люди.
Если решения принимает только руководитель (я говорю о любых решениях, а не о стратегически значимых. Вплоть до выбора запаха мыла в офисный туалет), он становится незаменимым. Потому что кроме него никто не сделает эту работу. Он не сможет ходить в отпуск, не сможет уезжать в командировки, даже болеть нормально дома не сможет — без него всё рухнет. И такой руководитель не сможет двинуться дальше по карьерной лестнице — потому что в его подразделении сразу всё упадёт.
Об этих «граблях» я вспомнила благодаря разговору с двумя начинающими руководителями. Один спрашивал, как сделать так, чтобы люди сами не боялись принять решение. Чтобы они приходили к руководителю не за указаниями, что и как делать, а за поддержкой. Чтобы руководитель имел возможность сказать «я согласен с предложенным тобой решением», а не думать за сотрудника.
Второй сначала спорил: ведь руководитель и должен решения принимать, а иначе кому он вообще нужен? А потом признался, что вечно занят проблемами менеджеров, что вся ответственность на нём, а сотрудники всегда ни при делах. И что с таким подходом на управление совершенно не остаётся ни времени, ни сил.
Вот почему эти грабли для начинающего руководителя с виду безобидные, а бьют сильно.
Приведу отрывок из книги Игоря Манна «Маркетинговая машина»: «Говорит Андрей Тоненков: «Один из уважаемых людей сказал моему предыдущему начальнику: «У тебя менеджеры очень плохо работают». На вопрос, почему он так решил, не видя нашей работы, — грубоватый, но очень любопытный ответ: «У тебя морда зае…нная, а у них морды довольные. А должно быть наоборот!» Пусть пашут менеджеры! Дело директора — их направить, создать условия, проконтролировать исполнение, успешных — наградить, сачков — наказать. А самому подключаться — если уж только совсем нельзя по-другому».
Все ошибки начинающего руководителя — тут
Чтобы начать свой путь эффективно, а не с распространённых граблей (на них наступают практически все), записывайтесь на курс «Впервые у руля: управленческие компетенции для новичка».
П.С. за иллюстрацию спасибо Ольге Никитиной
Оставить комментарий