«У нас есть молодой руководитель, месяц назад повысили. Научите его руководить людьми, а то он иногда такое творит! Мы боимся потерять всю команду. Правда, у него плохой пример для подражания – его руководитель. Но так и будет дальше, мы его не уволим. Поэтому вы нашего молодого научите руководить людьми нормально, а не как его начальник».

Такой запрос на обучение руководителя мы обсуждали с одним из корпоративных заказчиков. Какой интересный запрос, вам не кажется?

Дело в том, что результат от обучения при таком запросе будет отрицательным. И вот почему.

«Не воспитывайте детей, они все равно будут похожи на вас. Воспитывайте себя»

Английская пословица

Никто руководителем не рождается. Единицы целенаправленно учатся менеджменту до того, как стали управленцами. Первый в этом учитель – собственный руководитель.

Дети всегда учатся у родителей в процессе жизни, это закон. Такой же закон работает для руководителей – новички всегда учатся у своих предшественников.

  • Если высокий начальник орет на своих сотрудников – руководители поменьше тоже будут орать, потому что для данной компании это норма.
  • Если высокий начальник непоследователен – руководители в его подчинении тоже будут такими, потому что здесь это норма.
  • Если большой начальник манипулирует, так будут поступать руководители среднего уровня, потому что так тут принято и так они научились действовать у него же.

У нас была целая группа студентов, работающая с, цитируем, «моим деспотичным руководителем». Какими же они должны быть со своими сотрудниками? Вот они и были такими же деспотами, поэтому нормальные сотрудники от них разбегались, а тех, кто терпел деспотизм и произвол власти, увольняли сами – в них не было инициативы, никакого стремления к высокому качеству в работе, просто делали, что скажет начальник.

Когда руководители, работающие с плохим начальником, начинают учиться, у них открываются глаза: оказывается, можно и по-другому. Оказывается, так даже нужно. И вот они пытаются руководить цивилизованными, человеческими методами. Их сотрудникам становится немного лучше, но сами они по-прежнему терпят на себе влияние токсичного менеджера.

И появляется диссонанс: а как нужно-то? Ведь если высшее руководство ведет себя так, значит, так и правильно, так и нужно? И мы неизбежно сталкиваемся с различными последствиями этого диссонанса:

  • Руководители перестают учиться, потому что не верят, что это работающие инструменты. Они им кажутся книжной сказкой. В этом же болоте родилась фраза «У нас иностранный менеджмент не работает».
  • У руководителей наступает полное разочарование в своей компании, своем руководителе. Нарастают симптомы выгорания. Итог – они сами увольняются от такого менеджера и идут искать нормального руководителя, с которым, во-первых, на себе будут испытывать человеческое отношение. Во-вторых, будет возможно применять инструменты цивилизованного менеджмента.

В обоих вариантах компания зря вложились в обучение руководителей. Если токсичные управленцы верхнего уровня продолжают работать и ничего не меняют в своем управлении, результат от обучения будет отрицательным: деньги потрачены, ожидания не оправданы. А на сотрудников сыпятся новые упреки. Снова цитата:

«Учишься-учишься, а как был дебилом, так и остался».

Из той группы студентов, которая прошла этот квест, несколько человек уволились. Кто-то остался в компании в ожидании лучших времен. И вот наконец их «деспотичный руководитель» уволен. Даже спустя пару лет эти студенты позвонили нам и поделились своей радостью. Это для них стало поводом для праздника.

Вывода три:

  1. Не будьте таким руководителем, уход которого будут праздновать всей компанией.
  2. Отправляя сотрудников на обучение, учитесь сами, чтобы идти сними в ногу.
  3. Не ждите результатов обучения, если «сверху» ничего не меняется.