– А точно никто не узнает, что я у вас учусь? – Ольга учится на курсе Школа руководителя. У нее хороший управленческий опыт, но она решила его обогатить.

– На работе я не смогу делать домашние задания, вдруг мои сотрудники узнают, что я учусь… – Ирина недавно стала руководителем и сразу решила учиться менеджменту.

– Нет, вы что, мои сотрудники не должны знать, что я учусь менеджменту, – Сергей тоже не хочет, чтобы кто-то узнал.

Ощущение, что это не школа менеджмента, а школа черной магии какой-то))))

Хотелось бы сказать, что это единичный случай, но это не так. В каждой открытой группе есть несколько человек, которые не опасаются, а боятся, что их сотрудники, коллеги или руководитель узнают, что они учатся.

Чего боится руководитель, который учится

– Если они узнают, что я сейчас учусь, они поймут, что я слаба и чего-то не умею…

Боятся разоблачения. Учиться руководителя нередко гонит синдром самозванца. А это страх, что тебя вот-вот разоблачат: все поймут, что я чего-то не умею, разочаруются во мне. И победить синдром самозванца с помощью обучения – отличный выход. Хорошее обучение дает теоретические основы и практику, в которой точно будет получаться то, в чем раньше чувствовал себя неуверенным.

– Руководство компании считает, что надо не учиться, а больше работать. Если ты учишься, значит, у тебя много свободного времени, и тебе зря платят зарплату.

К сожалению, пока еще есть и такие корпоративные культуры. «Обучение — это все для бездельников. Вы работайте больше». Вот только работать сейчас нужно не больше, а качественнее. А для этого нужно быть гибким, нужно иметь широкий кругозор, уметь пробовать и ошибаться, чтобы принимать решения. Времена бурлаков, тащивших на себе большой корабль, давно прошли. Сейчас нано-частицы движут мир. Те самые частицы, которые нужно постоянно разгонять в мозге, в том числе обучением.

Нужно ли сотрудникам знать, что руководитель учится?

Если руководитель не учится, не умеет учиться (это не обязательно курсы, это и книги, и выводы из ошибок), сотрудники это сразу увидят. Это будет самоуверенный руководитель, повторяющий свои ошибки. Руководитель, уверенный в собственной правоте и не терпящий ошибок других людей. Горизонт его мышления будет очень узкий. А интеллектуальная мощность ограничена. И это все видно сразу. Сотрудники быстро поймут, с кем имеют дело, и сделают выводы: учиться не надо. Нужно делать то, что говорит руководитель. Самостоятельность, инициатива, новые подходы не нужны. Главное — отсидеть свой рабочий день. У руководителя, который не умеет учиться, и сотрудники подбираются точно такие же. Более того, такому руководителю страшно, если вдруг кто-то будет умнее его. Поэтому он не учится сам и подбирает себе в команду тех, кто будет явно слабее. Хотите быть таким руководителем? А работать с таким хотите?

Руководитель, хочет он того или нет, задает своим поведением правила. Это не перечень «нельзя и можно», это образец «как надо и не надо». Если руководитель учится, он дает сотрудникам знак: учиться нужно. Если руководитель регулярно рассказывает прочитанных книгах, сотрудники тоже будут брать пример и читать книги. И наоборот, у начинающих руководителей редкого сотрудника можно увидеть с книгой в руках.

Учитесь ли вы за свои деньги или компания оплачивает ваше обучение, рассказывайте об этом сотрудникам, делитесь с ними мыслями с обучения, вместе внедряйте идеи. Сделайте ваших сотрудников еще и вашими сообщниками в освоении новых инструментов, тестировании новых идей.

Вы рассказываете сотрудникам о своих обучениях или предпочитаете хранить это в тайне?