Майя Котляр, г. Москва
- Генеральный директор туристической и консьерж компании MAYEL TRAVEL
- В прошлом — бренд-менеджер ведущей фармацевтической компании мира (Ferrosan, сегодня — подразделение Pfizer Consumer Care).
Какие ошибки руководители совершают чаще всего?
Все руководители вне зависимости от того, начинающие они или опытные, совершают ошибки. Вот, на мой взгляд, основные:
- вплетают эмоции во взаимоотношения с подчиненными. Множество ошибок можно избежать, контролируя свои эмоции и не переводя профессиональное в личное.
- «Запускают» ситуации с сотрудниками. Не высказывают недовольство, если со стороны менеджера была допущена халатность, безответственность, различного рода ошибки. К примеру, в сфере услуг это имеет колоссальную степень важности. Подчиненные должны понимать, что за хорошую работу их будут поощрять и хвалить, а за плохую — будут приниматься соответствующие меры, в зависимости от ситуации.
- Не поощряют за хорошую работу. Порой лучшая мотивация — это простое «спасибо» от руководителя. Многие шефы об этом забывают и хорошую работу воспринимают как должное.
- Не умеют расставлять границы, соблюдать субординацию. Дружба с сотрудником может приводить не к самым лучшим результатам для бизнеса.
- Другая крайность — слишком строго соблюдают субординацию, не выходят за рамки работы и не общаются с сотрудниками в неформальной обстановке для разрядки и установления контакта.
- Не умеют доносить идеологию и цели бизнеса/проекта. Не объединяют команду как борцов за единую цель. Иначе говоря, важно растить внутри команды «фанатов» своего дела. Кто-то этого не умеет, а кто-то просто не придаёт этому значения.
- Не слушают, не воспринимают и не уважают точку зрения сотрудника.
С какими трудностями Вы лично столкнулись при организации и управлении собственным бизнесом?
- Было трудно в вопросах делегирования. Каждый сотрудник должен четко понимать свои функции, но при этом быть готовым брать на себя дополнительные задачи во имя общей цели. Это была самая сложная задача в условиях ограниченного ресурса при старте бизнеса в этот период как раз сотруднику приходится брать на себя намного больше). Очень важно грамотно донести ситуацию до подчиненного.
- Быть лидером, за которым хочется идти: работая с сильной командой, очень важно поддерживать свой авторитет. Для того, чтобы выполнить данную задачу, развиваться необходимо не только сотрудникам, но и руководителю, привнося свежие идеи, лично обучая сотрудников, становясь экспертом в той области, в которой ведется бизнес.
- Расставлять границы. Лучше это сделать изначально, ибо «перешивать» отношения позже бывает тяжело или уже поздно.
Кто для вас лучший руководитель? Есть тот, на кого ориентируетесь, у кого учитесь?
Руководить людьми не учат в ВУЗах. Этому учат яркие примеры, собственное руководство и личный опыт.
Для меня лучшим руководителем является мой собственный брат Автандил Джинджихашвили. Он возглавлял большие коллективы в разных банковских структурах, а теперь руководит собственным бизнесом. Он умеет грамотно ставить задачи, расставлять границы, вдохновлять на достижение цели и вести за собой команду. И при этом он, с одной стороны, не роняет свой личный авторитет, а с другой — не подавляет в сотрудниках личность. Это самое ценное качество руководителя. У Автандила я многому научилась.
Какого руководителя вы можете назвать плохим?
Не самых лучших примеров на глазах было много. В нашей стране велика доля компаний, где применяется авторитарная модель управления персоналом. При таком подходе руководители из желания самоутвердиться и сохранять собственную позицию подавляют личность сотрудника. Они добиваются авторитета не через знания, экспертизу, опыт и личную результативность, а через страх, давление, иногда злоупотребление властью. Такая сила – удел слабых руководителей, которые не способны создать настоящую команду с общими ценностями, идущую к единой цели.
Я анализирую чужие ошибки, проношу через себя и стараюсь их не допускать в собственном бизнесе.
На что в первую очередь должен обращать внимание начинающий руководитель, куда должен быть направлен фокус?
В управлении персоналом: на потенциал, честность, ответственность и желание работать. Если у сотрудника не горят глаза и он работает от зарплаты до зарплаты, это сигнал тревоги. Стоит проанализировать ситуацию, возможно, имеет место демотивация. И тогда есть вероятность, что в структуре управления стоит что-то изменить. Но если конструктивные реформы и шаги не спасают, нужно менять сотрудника.
В бизнес-стратегии: научиться мыслить глобально и масштабно. Не тонуть в рутине, а уметь анализировать информацию, разрабатывать стратегию, грамотно доводить задачи до практического исполнения.
При постановке задач себе и сотрудникам: структурировать информацию, четко доносить цели и расставлять приоритеты.
Контролировать качество исполнения — очень полезно периодически спускаться с «пьедестала» руководителя до исполнителя, вживаться в роль исполняющего персонала лично.
С чего стоит начинать руководителю, только-только получившему повышение?
Я бы привела три пункта:
- С написания стратегического плана развития, а затем — тактических действий, позволяющих реализовать план. Важно на данном же этапе определить систему оплат, мотивации и KPI сотрудников.
- Поставить задачи себе и сотрудникам. Расставить ключевые акценты, приоритеты. Обозначить сроки выполнения.
- Ввести максимально простую и удобную для команды систему отчетности и контроля выполненных задач — без нее невозможно работать.
Как завоевать авторитет у подчиненных? Как работать с сотрудниками, которые значительно старше руководителя?
Возраст совершенно не имеет значения, если сотрудники уважают руководителя. В работе ориентироваться нужно прежде всего на результат, а не на паспортные данные. Если в фокусе руководителя — результат работы как команды, так и каждого сотрудника, то и подчинённые в фокусе будут держать то же самое. И тогда вопросов возраста не возникнет совсем.
Чтобы добиться авторитета, стоит руководствоваться следующими принципами:
- Уважать в первую очередь себя. Расставить границы, определить субординацию.
- Уважать сотрудника, принимать чужую индивидуальность. Работа должна вестись не из страха, а из личной мотивации.
- Подкреплять дело словом, выполнять обещания. Ценить свое время и каждый раз демонстрировать значимость, вес своего слова.
- Быть вовлеченным в работу, мотивировать личным примером.
- Быть экспертом в той области, в которой ведется бизнес.
А самое главное, в каком бы бизнесе ты ни участвовал, какими бы командами ни руководил — творить любя: людей, партнёров, клиентов. Сотрудников. И то дело, которым вы все вместе занимаетесь.
Для начинающих руководителей — курс, направленный на развитие управленческих навыков. Управление — это профессия, ей нужно учиться. Регистрируйтесь на курс!
https://yanachalnik.ru/programmyi-on-layn-obucheniya/upravlencheskie-kompetencii/u-rulya/
Оставить комментарий