Пётр Зозуля

  • Управленческий опыт 5 лет
  • Основатель компании RestartYOU
  • Директор DD CLUB
  • Эксперт по теме «Счастье в деятельности»
  • Спикер-челленджер
  • Ультрамарафонец

– Как связана личная эффективность руководителя с результативностью подразделения, которым он руководит?

Однажды я задался вопросом: можно ли работать, условно говоря, полчаса в день, координировать за это время действия своих помощников, а потом идти пить коктейль, кататься на сноуборде или серфинге, как часто говорят о предпринимателях-миллионерах. Я изучил опыт многих из них и пришёл к выводу, что такого не получится. Хотя, может быть, я просто не достиг еще того уровня просветлённости.

Руководитель обязан быть примером, задавать тон. Если ты требуешь пунктуальности, бодрости, клиентоориентированности, то ты сам должен стать эталоном.

Поняв это, я стал приходить в офис раньше своих сотрудников. Не для того, чтобы вызывать у них комплексы – раз начальник уже сидит, то и мы должны приходить раньше – а чтобы показать, что я сам своими действиями транслирую то, во что верю и чего требую от других.

Корреляция между личной эффективностью руководителя и результативностью его команды, конечно, прямая.

– Что включает термин «личная эффективность руководителя?

Я выделил три основных момента, которые помогают мне быть эффективным как руководителю (это подходит для любого человека, который хочет добиться успеха):

1. Понимание, к чему ты идешь. Очень часто люди, не понимая своей настоящей цели, своих жизненных принципов, бросают своё развитие, покупают абонемент в фитнес-клуб и перестают в него ходить после второй тренировки. Забывают, какие планы ставили в Новый год. В результате все эти «хотелки» перетекают из года в год. Наверное, это всем знакомо. Это связано с тем, что человек строит краткосрочные цели, но не видит стратегического развития себя как личности, компании как личности. Это характерно для большинства молодых ребят, начинающих карьеру.

Для успеха нужно видеть цель, понимать, куда ты идешь и тем более куда ведешь команду. Очень часто инсайт, который сопровождает переход из линейного сотрудника в руководящего, – это понимание, где стратегия развития компании, четкое понимание миссии компании. Ты начинаешь испытывать мотивацию от целей компании. Линейные сотрудники – не все, но большинство – руководствуются какими-то бонусами, материальной мотивацией, не видя, на что они тратят эти 5-7 лет работы, кем они могут стать. А те, кто руководствуется целью, могут даже поступиться деньгами, которые они могут заработать, ради того опыта, который они получат в будущем. Целеполагание – это первое. Именно по поводу целеполагания у меня будет мастер-класс 30 марта в Москве, где целый день мы будем крутить возможную модель – где поймать импульс энергии, как отличить родные цели от неродных и как на полпути не забросить эту дорожку.

2. Эмоции. Работа с конфликтами, работа с эмоциями, работа с гневом очень сильно помогает добиваться своей цели. Это необходимый инструмент, который помогает быстро понять, несёт ли человек какой-то спам, тролинг, стоит ли тратить на него свои эмоции и можно ли вычеркнуть этого человека из своего общения или минимизировать общение с ним. Либо этот человек сложный, он доставляет неприятности, вы разные по психотипам, но вы вместе идете одной дорогой – это твой партнер, начальник, коллега или жена в момент ссоры. А негативная ситуация – это всего лишь шаг на вашем построении совместного проекта, бизнеса, гармоничных отношений.

3. Здоровый образ жизни. Это то, что перевернуло мою жизнь в 2014 году – спорт, наблюдение за своим рационом, внимание к балансу сна и бодрствования. Я начал бегать марафоны, ультрамарафоны, участвовать в заплывах. И я заметил, как подготовка к какому-либо соревнованию становится неким тараном, паровозом, к которому я подцепляю другие активности. Спорт стал для меня фокусом, который собрал воедино мою концентрацию на достижении любой цели: отношения, бизнес, взаимодействие с социумом, благотворительность. Встать с дивана мне помогает соревнование в перспективе. В 18 лет можно выпивать весь вечер, поспать три часа и утром прийти полноценно поработать – но так очень быстро ресурсы кончаются. И закладывать здоровый образ жизни нужно с помощью полезных привычек на будущее, потому что потом будет сложнее. Сейчас я очень тщательно слежу за балансом сна, физическими упражнениями и питанием.

Существует корреляция между тренировками и бизнес-победами, она очень ярко выражена. Две-три недели подготовки к марафону сопровождаются успешностью, громадной, звериной энергетикой, а это очень помогает и в переговорах, и в работе с сотрудниками – во всём.

Эти три вещи – целеполагание, работа с эмоциями и здоровый образ жизни – и есть составляющие личной эффективности.

– Как вы пришли к тому, что личная эффективность – это важный аспект?

Это связано с развитием в принципе, когда я понял, чего хочу достичь в духовном развитии, чего я хочу в бизнесе и финансах, чего я хочу в семейной жизни, чего я хочу в области путешествий и здоровья. Эти сферы проработаны мной очень глубоко. Когда ты понимаешь, к чему идешь, осознаёшь, какой примерно тебе отпущен срок жизни, ты более четко понимаешь: 2017 год – это один шаг на твоем пути. Какой величины он будет? Какой насыщенности? И я рисую свой план на год, формулирую цели. И понимаю, какие ресурсы я могу использовать. И вот тут как раз появляется понимание: сколько денег тебе нужно, в каком состоянии и сколько часов ты хочешь работать каждый день. Увеличивается важность тайм-менеджмента.

Понимание значимости личной эффективности пришло тогда, когда количество задач превысило возможность не планируя, не записывая ничего в календарь их выполнять. Сейчас я знаю, что если я что-то забуду или чего-то не сделаю, могут , во-первых, пострадать другие люди, с которыми я связан в работе и жизни – затормозятся процессы, у них могут появиться сложности, они даже могут потерять деньги. Во-вторых, с каждым годом появляются репутационные риски – каждый промах все сильнее отражается на репутации. В такие моменты понимаешь, что личная эффективность во главе угла.

– На ваш взгляд, на чём в первую очередь стоит сфокусироваться начинающему руководителю?

Вот то состояние, которое обваливается на ребят, впервые ставших руководителями – паника, состояние, когда с головой хочется залезть под одеяло, но тебе нужно все сферы контролировать: кадры, финансы, план продаж, клиенты. Очень много всего, и у тебя внутри куча переживаний, но они никого не интересуют.

Общаясь со мной, можно подумать, что у меня есть единая мантра, на которую я делаю все ставки. Так и есть – это целеполагание. Стоит начать с построения плана развития бизнеса, с плана продаж на большой период. А затем разделить на маленькие промежутки времени: год, квартал, месяц, неделя, день.

Проделав эту работу, нужно передать подчинённым чёткое понимание, чего именно от них ждут, обозначить точки контроля. Ваши сотрудники должны понимать, что им не удастся досидеть до четверга и в пятницу сделать весь недельный завал. Очень рекомендую Александра Фридмана с его регулярным менеджментом, начиная с его мастер-классов и заканчивая книгой «Вы или вас. Профессиональная эксплуатация подчиненных». Звучит жестковато, но она насыщена большим количеством полезного материала.

– У вас есть свои правила достижения личной эффективности?

Мои личные правила прописаны в моем плане развития на год, на квартал и т.д.

  1. Внедрение полезных привычек. Да, я планирую привычки, которые хочу внедрить в течение года. Многие люди решают: с нового года начну изучать английский, брошу курить, открою новое направление в бизнесе, буду больше времени уделять семье, начну заниматься спортом. И ведь начинают. И те, кто не привыкли к физическим и эмоциональным нагрузкам, быстро сдаются, бросают всё начатое. Как следствие – начинается депрессия («я снова не дошел до конца, я пообещал и не сделал»). А если запланировать дела, привычки, то такого вот новогоднего ажиотажа и его последствий не будет: сможете внедрять по одной привычке в месяц.
  2. Утренние ритуалы. Мой утренний ритуал состоит не из резких подъемов. Я обливаюсь водой по утрам, но я бы ни за что не встал с кровати если б сразу после этого у меня была перспектива получить ведро холодной воды. Утро – это маленькие шаги в большой день: выпил стакан воды, поблагодарил жизнь, написал утренние страницы, сделал комплекс сурья намаскар (прим. – практика йоги), сделал несколько силовых упражнений, после этого уже какой-то рывочек – обливание. Вот это изо дня в день помогает мне жить и работать в необыкновенном тонусе.
  3. Книги. Сейчас очень популярно принимать вызовы типа «прочитай 54 книги в год», «читай книгу в день». Я не хочу никого обидеть, но мне кажется, что это не самый эффективный путь. С таким подходом люди превращаются в механизмы, перечитывающие книги, и очень часто, читая десятую книгу, не помнишь, что было в третьей. Это азарт, это, возможно, победа над собой, но пользы из такого чтения получится немного. Я подчеркиваю важность чтения книг, специализированной литературы в области управления и вашей сферы бизнеса. Всегда могу порекомендовать список литературы. Но при этом я советую формировать список чтения под задачу, читать книги в формате ответов на те вопросы, которые вам нужно решить. Для меня очень сильным повышением КПД стало написание рецензий на книги – прочитал, а потом с ручкой садишься, приводишь мысли в порядок, выделяешь главное, этими мыслями с кем-то делишься. И потом я могу всегда к этой рецензии вернуться, почерпнуть идеи или принять решение перечитать книгу.
  4. Духовность – это базис. Я сейчас в некую духовность ухожу – семья, благотворительность, порядочность. Я не просто говорю, что надо помогать людям, я это делаю, то есть следую своим принципам. Добрые дела, которые ты делаешь бескорыстно, могут стать опорой в жизни. Появляются люди, которые всегда поддержат. Если есть громадное количество дел твоих дел, которые принесли миру пользу, то и моменты спада настроения, кризиса переживать легче.

Ведь руководители – это люди, которые не имеют права показать слабину перед своей аудиторией. Все понимают, что начальник – тоже человек, но это не даёт ему права, ведя за собой людей, расклеиваться. Мы, руководители, должны заряжать людей энергией и желанием идти вперёд и достигать целей. И духовная основа этому очень помогает, особенно в эмоционально трудные времена.

Достигать личной эффективности трудно. Книги, тренинги – это теоретическая основа. Чтобы добиться успеха, нужно ДЕЛАТЬ. Никто не обещал, что будет легко.

– Как повышать эффективность руководителя?

  • Учитесь у лучших. Окружайте себя такими людьми, с которых вы готовы брать пример. Это не идолопоклонничество – это экономия времени. Когда человек сквозь тернии поднялся на какой-то пьедестал, на какую-то вершину и делится с тобой своим опытом, ты можешь избежать тех тупиковых моментов, которые попадались им, а сразу идти к цели по понятному пути. Люди, достигшие успеха, часто открыты и готовы делиться. Я советую периодически делать так называемые обеды с гуру. Определите, какие люди могут принести вам пользу, подумайте, чем вы можете быть им полезны, и пригласите их на обед или на завтрак. Это просто и очень результативно.
  • Утренние ритуалы. Я всем рекомендую с ними разобраться, ведь утро – это детство дня. Утром ты закладываешь то настроение, бодрость, настрой, которые будешь испытывать в течение всего дня. Очень мало кто это понимает, большинство людей, долеживая до десятого будильника, в сомнамбулическом состоянии вскакивают с кровати, второпях одеваются, начинают приходить в себя в офисе к середине дня. При этом они еще и успевают поделиться негативом с теми людьми, которых встречают по дороге. Утренние ритуалы – это то, что нужно начинать с вечера, планируя следующий день. Я заметил, что на качестве сна сильно отражается понимание того, что ты будешь делать с утра. Девушкам это вообще близко – с вечера придумать, в чём завтра пойти на работу. Утренние ритуалы касаются и физических, и эмоциональных вещей. Выпить стакан воды или чашку кофе, глядя на рассвет за окном, написать страницу в дневнике – это помогает настроиться на день. И на такую настройку можно потратить 30-45 минут.
  • Фокус на цели. Пресловутое «съешь лягушку» или «разруби слона на бифштекс» — это все работает. Техника помодоро (для этого можно использовать приложения Pomodoro) – позволяет рассекать время на некие периоды активности и отдыха. Например, 15 минут сфокусированно работаешь, 1,5 минуты отдыхаешь и снова 15 минут концентрации. Временные интервалы могут быть любыми. Эти техники вводят в потоковое состояние, когда ты сконцентрирован на одном результате, и за 15 минут ты можешь сделать то, что раньше делал день в условиях, когда тебя все отвлекают.

Важный совет от Петра Зозули

Мой совет – убей в себе эксперта. Пожизненно. Будь готовым, открытым к новой информации.

Друзья, большинство руководителей рано или поздно приобретают некую корону – ты выходишь на новый уровень, у тебя появляется ответственность, новый заработок, надпись на визитке, тебя слушаются люди. Эта корона приводит к тому, что мы закрываемся от входящей информации, мы чувствуем себя экспертами. Эта корона встречается как у продавцов, проработавших год («что ты мне можешь рассказать? Я уже год в продажах»), так и у людей, которые вполне заслуженно могут эту корону носить. Но очень часто я вижу действительно успешных открытых, счастливых людей, которые постоянно слушают окружающих, пробуют что-то новое. Сейчас мир такой, что нельзя даже на месяц остановиться на той компетенции, в которой ты существуешь – тогда ты станешь ступенькой для твоих конкурентов.

Я тоже носил корону. Три года назад ко мне подошел сотрудник, недавно нанятый и еще не заслуживший доверия, и сказал: «Появился вотсап. Это новый мессенджер, стоит обратить на него внимание». Я закрылся от этой информации, и только потом узнал, что в моем бизнесе много успешных групп проводится именно в вотсапе – там были необходимые вещи, которые помогали людям моментально реагировать, не открывая почту. Это был момент, когда я почувствовал на себе корону: у человека, который ко мне обратился, было недостаточно статуса, и я его не услышал.

Если человек в существующем положении вещей капсулируется, чувствует себя всё познавшим, он попадает в болезненное состояние защиты от окружающей информации. Чтобы защитить свою компетентность, ты должен показать всем, что им нечему тебя научить. Таких людей очень быстро убирают из компании или они просто перестают быть успешными.

Будьте открытыми к информации и чувствуйте свой бизнес-вектор, жизненный вектор.


↓↓↓ Внизу страницы вы увидите список книг, которые Пётр Зозуля рекомендует к прочтению»


Стали руководителем? Приходите учиться, чтобы старт был эффективным.

 


Пётр Зозуля рекомендует к прочтению: